В Великобритании и США на рубеже XIX и XX веков появился музыкальный туризм, распространившись сразу же в других странах. Важным фактором для формирования этого вида туризма стало развитие новых музыкальных жанров, популяризация музыки. Маршрут каждого жанра был продуман так, что турист-меломан мог узнать условия зарождения данного жанра, историю его развития. Разнообразия и богатство инфраструктуры позволяло туристам отдыхать с комфортом. Ярким примером может послужить Ливерпуль, в котором музыка соединилась с городской инфраструктурой. Множество музеев и магазинов рассказывают о группе The Beatles, а в клубах выступают исполнителями с песнями группы. Наиболее значим и известен клуб Cavern Club, в котором начинали петь и сами The Beatles. Так, страны Европы действительно знают о музыкальном туризме и уже используют его возможности.
Стартом к музыкальному туризму послужил фестиваль Вудсток, который состоялся в 1969 году в Нью-Йорке. Организаторы рассчитывали не более чем на сто тысяч посетителей, а пришло около полумиллиона. Экспериментальный фестиваль был признан весьма удачным.
Сейчас уровень фестивалей в развитых странах очень высок. Лозунг «больше, чем музыка» иллюстрирует их организацию. Программы мероприятий включают в себя, кроме собственно музыки, просмотр кино, перфомансы, места для знакомства с ремеслами разных стран, спортивные площадки. Например, на Sziget в Венгрии есть целые «деревни» различных стран мира. Там представлены народные промыслы, культура стран и народов, кухня и, конечно, музыка. Данная тенденция позволила в прошлом веке музыкальным фестивалям войти в советское пространство – на фестивали дружбы народов. Однако сегодня мало какие фестивали могут предложить европейский и американский уровень организации.
Open air – фестивали на открытом воздухе – стали проходить в России лишь в 1990-е года и были они стихийными собраниями и тусовками на заброшенных и малолюдных объектах. Но система организации до сих пор плохо отлажена. По этой причине российским фестивалям полезно было бы перенять опыт развитых стран. Иллюстрацией такой преемственности можно назвать фестиваль Кубана.
На фестивале Кубана было достаточно большое количество сцен, тут же находились цирковая арена и кинотеатр, как это заведено на европейских фестивалях. Современного творчества, однако, не было представлено, присутствовали только лейблы спонсоров и собственно фестиваля, тогда как обычно музыкальный туризм Европы и США сопровождается искусством современных художников. С недавнего времени на российских фестивалях проходят театральные постановки. Все это способствует привлечению большего количества людей на фестиваль, что обеспечит дальнейшее развитие музыкального туризма.
Безопасность и комфорт посетителей тоже является больным вопросом для России, хотя в Европе с ним уже разобрались. Начиная от уборки туалетов и заканчивая работой медпунктов, Россия далека от уровня европейских музыкальных фестивалей. Также отмечено, что в инфоцентрах в России туристам и участникам из других стран трудно преодолеть языковой барьер, так как работники не владеют навыками общения даже на английском языке. Так, много пользы принесло бы создание постоянной инфраструктуры для фестивалей, но для этого требуется больше затрат.
После теракта на музыкальном фестивале «Крылья» в 2003 году был усилен контроль безопасности, и была налажена работа контрольно-пропускных пунктов. Хотя абсолютной безопасности фестивали не гарантируют.
В России, безусловно, следует увеличивать количество качественных музыкальных фестивалей, ведь они приносят большую прибыль. Для этого необходимо не только внедрять новые фестивали, улучшать инфраструктуру уже существующих, но и налаживать связь между туристическими фирмами и организаторами мероприятий. В Европе и Америке туристические компании уже осознали, насколько выгодно такое сотрудничество. Туристическая сеть включает в себя и поставщиков музыки, и авиационные компании, и модные дома – подобное слияние выгодно всем участникам. К примеру, в Англии одна туристическая фирма отправила на фестиваль на Ибице более 60 000 человек. Многие фирмы сделали музыкальный туризм своим профилем. Итак, в развитых странах мира поездки «дикарями» куда-то ради музыки превратились в туристические услуги, которые успешно продаются и покупаются на рынке. Сотрудничество российских музыкальных фестивалей и туристических агентств есть, однако оно намного менее развито.
Почему так важно для России транслировать опыт музыкального туризма в странах Европы и Америки? Экономика России получит от этого прибыль, грамотное проведение музыкальных фестивалей поможет устранить проблему неравномерности развития регионов. А проанализировав опыт фестивалей в других странам, Россия может без повторения их ошибок организовывать интересные, зрелищные и комфортные музыкальные фестивали, привлекая туристов.