Побывать в стране, о которой мечтал так давно, сесть за руль и отправиться на поиски древних соборов, крепостей, национальных парков и прочих замечательных мест – разве не чудесная идея? Но следует понимать специфику правил дорожного движения в этой стране, особенности парковки, дорожные сборы на платных трассах и знать места, где выгоднее заправляться. В этой заметке вы найдете немало полезной информации по данной теме.
Французские автодороги хороши. Водители, как правило, ведут себя корректно, иными словами, колесить по Франции в машине – комфортно. Вы всегда сможете отыскать правильный путь, даже не прибегая к карте, указатели вполне информативны, разве что на развязках нужно быть внимательнее.
ДОРОЖНЫЕ Правила
Они здесь вполне обычные. Что теоретически может вызвать вопросы – так это разметка, иной раз непроизвольно попадаешь на встречную полосу или заезжаешь под кирпич. Нет полной ясности и со светофорами: указателем поворота, чаще всего, служит мигающая желтая стрелка, а вот зеленой, как мы привыкли, здесь не ждите. Мне довелось однажды ждать зеленый, но повернул, выходит, на красный.
При подготовке к путешествию часто попадал на предупреждения о множестве скрытых камер на автодорогах. Следует начать с того, что проехав около двух тысяч километров по стране, я не заметил ни единого поста или полицейского на трассе. Разве что попалась пара патрулей возле Парижа, отлавливавших превышающих скорость с помощью радара на протяженном участке бесплатной автодороги. Но за соблюдением скоростного режима во Франции надзирают со всей строгостью, если вы превысите норму хотя бы на 1 км/ч – вы нарушитель ПДД. Однако я не заметил, чтобы сами французы скрупулезно придерживались правил, и хотя сломя голову никто не летает, но большинство передвигается на комфортной скорости, а она обычно превышает установленную правилами.
Видеокамеры слежения попадались, но нечасто, и в основном в Бургундии плюс соседние с ней провинции. В итоге попался мне от силы десяток таких камер, и о каждой заранее предупреждал специальный знак.
Как только вы подъезжаете к деревне, вас первым делом встречает автоматический указатель скорости, и если вы едете быстрее 50 км/ч, лучше ее сбросить. Нередко за соблюдение скоростного режима появляется смайлик или «merci».
Во время поездки я не видел ни единого ДТП.
Парковка
С ней во Франции куда легче, чем в ряде прочих стран ЕС. Обычное явление для большинства французских городов – бесплатный паркинг в воскресные и праздничные дни, а в будни — с 7 вечера до 9 утра, а еще в обеденное время с 12 до 14 часов. Кроме того, бесплатно парковаться можно в августе почти повсеместно, но в разных провинциях есть свои особенности.
Примечательно, что во время всей поездки мне не довелось наблюдать ни одного французского парковщика, ни единой квитанции об оплате парковки под лобовым стеклом. Горожане не особо боятся штрафа, он всего 17 евро. В центральных кварталах крупных городов почти невозможно припарковаться бесплатно. Как правило, парковка здесь стоит 10 евро за сутки либо 0,5 – 2 евро за час. А вот места бесплатной стоянки занимают очень быстро, но стоит только выбраться за пределы бульварного кольца, то найти такой участок для машины можно без усилий. А поскольку большинство городов во Франции невелики, то парковки находятся в шаговой доступности. В деревнях или малых городках вообще нет платы за парковку – можете оставить машину на любой удобной площадке или даже на обочине.
Парковочные автоматы обычно трудностей не вызывают. Всего лишь забросьте в них монеты по тарифу и получите чек с оплаченными часами стоянки. В мегаполисах действуют крупные подземные паркинги – въезжая, берете билет, а выезжая, вносите нужную сумму монетами или картой. Стоянка возле супермаркетов для посетителей также бесплатная – просто предъявите парковочный талон кассиру, чтобы тот его пробил.
Лично я вообще не морочился с паркингом во Франции – каждый раз можно было отыскать бесплатный вариант, и заплатить пришлось лишь однажды, в Дижоне.
Автозаправки
Для этого есть два пути: обычные автозаправки и автозаправки при торговых центрах. Как ни странно, второй способ экономичнее примерно на 15%, да и найти его попроще будет. Лучше иметь для заправки кредитную карту для оплаты топлива, потому что не везде трудится «живой» персонал, принимающий наличку.
Но если все же необходимо купить горючее за кэш, обращайтесь в кассу торгового центра, и получите бензин на заправке.
На заметку. Если вы арендовали автомобиль в столичном аэропорту «Шарль де Голль», то прямо там действует автозаправка с достаточно приятными ценами.
Платные трассы
Практически все главные французские автомагистрали являются платными, и берут там с проезжих немало. В частности, поездка от Парижа до Осера (полторы сотни километров) обошлась мне в 11 евро. А далее последовали короткие отрезки километров по двадцать стоимостью по 3,5 евро. При этом платная дорога практически такая же, как и бесплатная – двухполосное движение, полотно среднего качества.
Здорово, что поблизости всегда имеется бесплатный вариант, не особо уступающий коммерческому. Согласен, едешь чуть медленнее (с ограничением до 90 — 110 км/ч), то и дело въезжаешь в деревни и вынужденно притормаживаешь до 50 км/ч. Но зато вы не потеряете больше четверти часа на сотню километров, а чаще и того меньше, зато денег сбережете порядочно.
Платить за проезд по платной дороге несложно — на подъезде к посту берите правее, где оплату принимают и картами и наличкой. Здесь все автоматизировано и безлюдно. Если замешкаетесь у автомата, то примерно через 40 секунд с вами заговорит оператор.
Живность
Франция заботится о сохранности живой природы, лесов, водоемов и животных. Не удивляйтесь, увидев вышедшего на автотрассу ежа, лисицу, а иногда даже оленя. Такое нечасто, но бывает.
Приятного путешествия!